
На прошлой неделе в программе «Дневной дозор» обсудили инициативу глав нескольких регионов включить мэров крупных городов в состав региональных правительств. Предполагается, что это должно упростить работу власти и повысить статус градоначальников, но к этому предложению есть вопросы. Главный из них: не приведет ли такая система к окончательному исчезновению местного самоуправления?
Формально это выглядит как укрепление вертикали власти, но если вглядеться в суть инициативы, то она не только ослабляет местное самоуправление, но и разрушает саму вертикаль власти. Если понимать власть не как систему подчинения, а как взаимодействие ради общественного успеха, то добиться этого успеха таким способом невозможно. Эта идея слаба с правовой точки зрения и не помогает решать реальные стратегические задачи.
Федеральный закон №33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятый в марте 2025 года, говорит, что местное самоуправление — это самостоятельная форма организации граждан для осуществления народом своей власти. В этом смысле мэр — глава системы самоорганизации. То есть, закон (при разном к нему отношении) все-таки сохраняет идею того, что общество должно становиться гражданским, но подобные инициативы ограничивают участие людей и снижают влияние мэров на развитие местной жизни.
Очень важно, чтобы мэр слышал, чем живёт общество. Поэтому партия «Яблоко» уже шесть раз предлагала внести в региональный парламент законопроект о прямых выборах мэров Пскова и Великих Лук, чтобы они отчитывались перед избирателями. А если это будет отчет перед губернатором, граждане почти не смогут влиять на то, как работает мэр.
Включение мэров в структуру региональных правительств уничтожает сам принцип местного самоуправления. Как только мэр становится частью региональной власти, губернатор вынужден вникать в муниципальные вопросы, а мэр теряет возможность сосредоточиться на проблемах своего города. Кроме того, непонятен статус градоначальников — будут ли они вице-губернаторами? В таком случае им придётся распыляться между заботой о своём муниципалитете и решением региональных задач.
Таким образом, происходит подмена смысла: мэра, как элемент местного самоуправления, пытаются сделать частью исполнительной государственной власти. Но публичная и государственная власти — это не синонимы. В итоге всё это только усложнит работу и мэрам, и губернаторам, и ослабит и местное самоуправление, и региональную власть.








