
В день, когда в России вспоминают жертв репрессий, 30 октября, Лев Шлосберг произнёс своё последнее слово в суде. Часть его выступления была посвящена исторической памяти, трагедии XX века и судьбе репрессированных жителей Псковской области. Делимся фрагментами речи политика.
«Сегодня в России День памяти жертв политических репрессий. Он восходит к 30 октября 1974 года, когда по инициативе диссидентов Кронида Любарского, Алексея Мурженко и других узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен «День политзаключённого» совместной голодовкой и выдвижением ряда гуманитарных и политических требований.
В тот же день Сергей Адамович Ковалёв собрал в квартире Андрея Дмитриевича Сахарова в Москве пресс-конференцию, на которой было объявлено о проходящей акции, показаны документы из лагерей, прозвучали заявления московских диссидентов и продемонстрирован свежий 32-й выпуск подпольного правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий». Через несколько месяцев организация этой пресс-конференции стала одним из пунктов обвинения в отношении уже самого Сергея Ковалёва».
Шлосберг отметил, что над современным законодательством о «врагах народа», в том числе законом об иностранных агентах, «висит страшная тень политических репрессий XX века». Он напомнил, что в годы Большого террора на территории нынешней Псковской области было репрессировано более 64 тысяч человек, 8 205 человек были казнены, и только 45 498 репрессированных были реабилитированы. Среди казненных были Виктор Петкевич, помощник прокурора Псковского округа, и Владислав Бернацкий, окружной прокурор Псковского округа.
«Хотя бы один сотрудник прокуратуры Псковской области придёт сегодня, 30 октября, к закладному камню на месте так и не возведенного до сих пор мемориала памяти жертв политических репрессий перед Мироносицким кладбищем в Пскове и прочитает имена своих павших?
Пусть не публично у закладного камня, под надзором сотрудников центра по противодействию экстремизму УМВД по Псковской области, а просто у себя в кабинетах, при плотно закрытых шторах и запертых изнутри дверях, тайно, шёпотом вы помянете хотя бы своих погибших? <...>
Но второй год подряд в официальном календаре памятных дат в городе Пскове отсутствует День памяти жертв политических репрессий. Тихо и постыдно отозвали так называемое «муниципальное задание» муниципальному учреждению культуры. Не хотят вспоминать о жертвах политических репрессий, не хотят слушать поминальные списки» — сказал Лев Шлосберг.
Политик упомянул, что в актах НКВД 1937-1938 годов запрещалось указывать места расстрелов и захоронений, — убийцы старались стереть следы своих преступлений. Но в архивах сохранились редкие документы, где упомянуты расстрелы в Пскове.
Лев Шлосберг зачитал имена людей, убитых в подвале Псковского окротдела НКВД: Григорий Петров, Василий Стрельников, Василий Баролин, Александр Гуков, Ионикий Константинов, Николай Кудрявцев, Михаил Лешин, Владимир Макаровский, Алексей, Иван и Фёдор Николаевы, Михаил Осипов, Евдоким и Фёдор Савельевы. Все эти люди — крестьяне, рабочие, учителя, пожарные, жители Псковской земли — были посмертно реабилитированы как невиновные.
Сегодня партия «Яблоко» проводит всероссийский марафон чтения имён жертв советских репрессий «Люди, не убивайте друг друга!». Акция проходит онлайн, прямую трансляцию смотрите на сайте «Яблока» и на YouTube, а в Москве к марафону можно присоединиться лично.








