
В «Дневном дозоре» поговорили о том, как избирательное законодательство в России стало системой запретов и ограничений, особенно для оппозиции. На фоне усложнившихся правил, растущего объема бюрократии и множества формальных поводов для отказа в регистрации, оно всё больше превращается в инструмент отсева.
Я считаю, что избирательное законодательство должно упрощать людям возможность избираться и быть избранными. У нас получается с точностью до наоборот. С каждым годом прибавляются все новые и новые сложности для того, чтобы их было как можно труднее преодолевать, и как можно меньше людей могли участвовать в выборах. Вот и вся суть вопроса. Эти усложнения вводятся вовсе не ради порядка, а чтобы затруднить работу всем, кто не представляет правящую партию. Несомненно, систему нужно упрощать.
Яркий пример: в 2023 году списки Псковского «Яблока» в семи районах были сняты с выборов уже после регистрации. Формальный предлог — на момент подачи документов о выдвижении я ещё не был внесён в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), хотя Минюст России меня уже признал как руководителя региональной организации.
Весной Конституционный суд рассмотрел нашу жалобу и признал: снятие списков было незаконным. Да, постановление не позволяет вернуть выборы 2023 года, но оно оставляет юридическую метку: те районные собрания, которые были сформированы после снятия списков «Яблока», не представляют интересы всех избирателей.
За последние годы я могу припомнить только одно реальное послабление в действующем избирательном законодательстве: если у одного человека из списка что-то не так с документами, то исключается только он, а не снимается весь список. Это, насколько я помню, за последнее время была единственная мера, которая что-то упрощала. Но на фоне общего курса на ужесточение — это, увы, капля в море.








