
17 января мне как председателю Псковского «Яблока» на электронную почту пришло письмо. В нём Сергей Князев, судья Конституционного суда Российской Федерации, сообщил, что жалоба, поданная нашей командой на нарушение конституционных прав, принята к рассмотрению.
Ну, собственно, принята и принята. Куча судебных дел в стране. В чём новость-то?
Давайте разбираться.
1. Конституционный суд — это суд особый. Его решения, по сути, имеют признаки прецедентного права. Да, их нельзя в полной мере считать законами, но при этом они имеют признаки законов и обязательны к исполнению.
2. Жалоба Псковского «Яблока» впервые будет рассмотрена на коллегии этого суда, то есть судьи соберутся вместе и обсудят её за общим столом.
Для понимания: в течение года всего несколько десятков обращений из нескольких тысяч рассматриваются таким образом. Связанных с политикой из них — единицы. Поэтому каждое такое рассмотрение — событие.
3. «Хорошо, — скажете вы, — а мы тут причём?». Тут начинается самое главное — суть дела.
За что списки Псковского «Яблока» сняли в 2023 году с местных выборов? Возник спор о моменте возникновения полномочий руководителя на деятельность от имени организации. Когда у меня появились права руководителя, чтобы я мог действовать от её имени?
Наши противники кричали: «ЕГРЮЛ, ЕГРЮЛ, Вас, Артур Маркович, на момент подписания документов не внесли в ЕГРЮЛ, а это значит, Вы ещё не стали руководителем».
Мы отвечали, что Верховный суд уже рассматривал в начале века подобный спор и вопрос урегулирован, мы действуем в соответствии с законами, сложившейся и многократно повторённой практикой. Полномочия руководителя возникают в момент избрания на собрании участников. И такая практика не только в партиях, но и в НКО, ООО, СМИ, садоводческих товариществах, гаражных кооперативах и любых других хозяйствующих субъектах.
В период выборов я объяснял эту ситуацию на «кейсе Жириновского»:
Кто стал руководителем ЛДПР после смерти Владимира Вольфовича? Сразу — никто.
В какой момент Леонид Слуцкий стал новым председателем? Сразу после избрания или в момент регистрации в ЕГРЮЛ?
Конечно, сразу после избрания, иначе он бы не мог подать документы в официальные органы и юридическая смерть ЛДПР настала бы вместе со смертью Жириновского.
То же самое касается любой другой организации.
Но нижестоящие суды на выборах нас не восстановили. При этом решение Верховного суда тоже не было отменено. Просто в практике применения появилась пробоина, которую могут использовать когда надо против кого угодно.
И вот теперь Конституционный суд самим фактом рассмотрения признал, что проблема есть, вопрос недоурегулирован в правовом смысле и надо разобраться.
К слову, это означает, что все заявления от людей, которые снимали в 2023 году Псковское «Яблоко» с выборов, поддерживали это решение и говорили: «всё однозначно!», показывают, что нет, не всё однозначно. Что как минимум есть пространство для правового регулирования, о котором КС и решил высказаться.
Теперь дождёмся решения. Независимо от того, сохранит ли он прежнюю практику или сформирует новую — важно, чтобы пробоина была заделана.
В конце обращусь к нашим сторонникам: каждый день мы продолжаем нашу борьбу. Системную, честную и профессиональную. Часто она не видна в публичной сфере. Но поверьте, мы делаем, что возможно, не бросая в том числе, кажется, безнадёжные кейсы, по которым мы понимаем свою правоту, на половине пути.
Председатель Псковского «Яблока» Артур Гайдук








