
Заместитель председателя партии «Яблоко» Лев Шлосберг в эфире ПЛН FM прокомментировал надежды на то, что с избранием Дональда Трампа на пост президента США выросли шансы на скорое прекращение боевых действий, а также назвал страны, позиция которых, по мнению политика, может приблизить окончание трагедии.
«Дональд Трамп — это политик бизнес-типа. Он будет делать только то, что, в его понимании, выгодно США и ему как политику. У него впереди четырёхлетний срок. Он же второй, он же последний. Как говорится, два раза достаточно, третьего не будет. По этой причине Трамп свободен в своих действиях, ему не надо больше избираться.
Трамп предпримет попытку найти решение этого страшного конфликта, попытавшись сформулировать условия, выгодные как для Украины, так и для Путина. При этом очевидно, что у Трампа нет никакого волшебного способа разрешить проблему. Если бы такой способ был, его бы уже обсуждали другие политики.
Но особенность позиции Трампа, его силы заключается в том, что бюджет США является крупнейшим донором Украины для пополнения её военных ресурсов. Это тот рычаг, которым Трамп может пользоваться и, я уверен, будет пользоваться в разговоре с украинскими властями.
В отношениях с Россией Трампу сложнее. Иллюзии в отношении Трампа опровергаются фактами его первого президентского срока. Похоже, не все запомнили: именно Трамп начал поставки оружия в Украину и ввёл самые жёсткие санкции в отношении России, когда пошла волна санкций по всему миру. Поэтому ожидать, что Трамп будет работать в интересах России, — не просто наивно, это неумно.
Но Трампу очень важно прослыть миротворцем. У него есть амбиции глобального мирового политика. И, как мне представляется, сейчас идут непубличные разговоры между его будущей администрацией (она формируется буквально в эти дни) и обеими сторонами. Но, думаю, что не только с Россией и Украиной идёт разговор. Очевидно, очень непростой разговор идёт внутри НАТО, внутри Европы.
Нам очень трудно предположить, о чём Трамп сейчас может общаться с Китаем, потому что в его предвыборных обещаниях было обложение китайских товаров пошлинами от 60 до 100%, то есть уничтожение китайской внешней торговли для американского рынка. Это очень плохой фон для того, чтобы Трамп договаривался о чём-то с Си Цзиньпином. Там очень всё горячо. Это две крупнейшие страны по вкладу в мировой ВВП, рядом с ними никто близко не стоит. Это два единственных игрока мировой высшей лиги, две единственные сверхдержавы сегодня.
Ключ к разрешению российско-украинской трагедии, которая давно уже шире, чем российско-украинская, заключается в том, если США и Китай займут одинаковую позицию. Вот тогда ситуация будет двигаться к разрешению. Но на это мало шансов.
Если же Китай и США смогут согласовать единый подход и будет понятно, что они не сдвинутся и их позиция останется прежней, то ни Россия, ни Украина не смогут с этим не считаться.
Будет ещё несколько важных позиций рядом с этим. Для России это позиция Индии, потому что она стала крупнейшим экономическим хабом в разрыве кольца санкций. Во многом более крупным, чем Китай, потому что Китай осторожничает, а Индия ведёт себя более самостоятельно.
Очень важна будет позиция Германии. Это всё-таки ключевая страна Евросоюза. Там сейчас колоссальный внутренний кризис. Очевидно, будет смена правящей партии на предстоящих выборах. Но, тем не менее, Германия остаётся экономическим сердцем Евросоюза и страной, не воспринимать позицию которой никто в Европе не может. Это центр притяжения Евросоюза.
Так или иначе, ключ к прекращению боевых действий сейчас у двух стран — у США и Китая. Если они смогут взяться за этот ключ вдвоём, то история двинется в сторону мира. Если не смогут, — будет продолжаться всё то, что происходит сейчас».








